Пример общедоступной информации. Общедоступная информация
Существуют различные признаки, по которым классифицируется информация. С точки зрения защиты информации наиболее интересной является классификация по категории доступа.
В соответствии с Федеральным заком РФ от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ " Об информации, информационных технологиях и о защите информации " информация, в зависимости от категории доступа к ней, подразделяется на общедоступную информацию, а также на информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами (информация ограниченного доступа).
В зависимости от порядка предоставления или распространения информация так же подразделяется на:
- информацию, свободно распространяемую;
- информацию, предоставляемую по соглашению лиц, участвующих в соответствующих отношениях;
- информацию, которая в соответствии с федеральными законами подлежит предоставлению или распространению;
- информацию, распространение которой в Российской Федерации ограничивается или запрещается.
Общедоступная информация
К общедоступной информации относятся общеизвестные сведения и иная информация, доступ к которой не ограничен. Обладатель информации, ставшей общедоступной по его решению, вправе требовать от лиц, распространяющих такую информацию, указывать себя в качестве источника такой информации. То есть, если журнал публикуется в Интернете и находится в открытом доступе по решению его создателей, они вправе требовать ссылки на источник в случае использования информации из него где-либо еще.
К общедоступной также относится информация, доступ к которой нельзя ограничить. Перечень сведений, доступ к которым не может быть ограничен, указан в ст.10 Федеральный закон РФ от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ:
- нормативным правовым актам, затрагивающим права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также устанавливающим правовое положение организаций и полномочия государственных органов, органов местного самоуправления;
- информации о состоянии окружающей среды;
- информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также об использовании бюджетных средств (за исключением сведений, составляющих государственную или служебную тайну);
- информации, накапливаемой в открытых фондах библиотек, музеев и архивов, а также в государственных, муниципальных и иных информационных системах, созданных или предназначенных для обеспечения граждан (физических лиц) и организаций такой информацией;
- иной информации, недопустимость ограничения доступа к которой установлена федеральными законами.
Эта "иная информация" устанавливается в федеральных законов, касающихся некоторых специфических сфер деятельности, например, в законах о благотворительной деятельности и некоммерческих организациях или в законах об акционерных обществах
Информация ограниченного доступа
Информация ограниченного доступа по условиям ее правового режима подразделяется на информацию, отнесенную к государственной тайне , и сведения конфиденциального характера .
Ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Обязательным является соблюдение конфиденциальности информации, доступ к которой ограничен федеральными законами.
Отнесение информации к государственной тайне осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации "О государственной тайне ". Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне определяется ст. 5 указанного Закона. Существует три степени секретности такой информации:
- Особой важности
- Совершенно Секретно
- Секретно
Перечень сведений конфиденциального характера опубликован в Указе Президента РФ от 6 марта 1997 г. № 188 "Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера". К видам такой информации относятся:
- Персональные данные - сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частой жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность, за исключением сведений, подлежащих распространению в средствах массовой информации в установленном федеральными законами случаях;
- Тайна следствия и судопроизводства - сведения, составляющие тайну следствия и судопроизводства, а также сведения о защищаемых лицах и мерах государственной защиты, осуществляемой в соответствии с ФЗ от 20 августа 2004 г. № 119-ФЗ и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации;
- Служебная тайна - служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами;
- Профессиональная тайна - сведения, связанные с профессиональной деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами (врачебная, нотариальная, адвокатская тайна, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений и т.д.);
- Коммерческая тайна - сведения, связанные с коммерческой деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами;
- Сведения о сущности изобретения - сведения о сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца до официальной публикации информации о них.
— физическом лице, которые предоставляются им самим о себе.
К общедуступным данным есть свободный доступ при наличии письменного разрешения субъекта . Сюда также могут входить такие сведения о субъекте, которых не предусматривается законом.
Субъект – это физическое лицо, информацию о котором собирает, хранит, обрабатывает и с какой-либо целью использует оператор (юридическое или физическое лицо, муниципальный или государственный орган).
Какие виды информации ими являются?
Список личных сведений общедоступного характера включает в себя :
Особенности
Общедоступные личные сведения представлены в таких источниках, как паспорт или другое удостоверение личности, водительское удостоверение, военный билет, трудовая книжка, диплом об образовании.
Не во всех случаях возникает необходимость в письменном разрешении на их использование, иногда достаточно подписи или «галочки», поставленной в нужной графе (например, при заполнении заявлений через интернет).
Сведения общего характера могут быть помещены в источники с свободным доступом . В них хранится информация о субъектах, к их числу относят разнообразные справочники с телефонными номерами или адресами.
ФСТЭК — федеральная служба по техническому и экспортному контролю выдает лицензии организациям, оказывающим услуги другим лицам по созданию систем защиты персональных данных. Система защиты данных создается для своих нужд, лицензия на нее не требуется .
Физическое лицо вправе получить сведения об операторе, а также узнать конкретную цель, преследуемую оператором при обработке.
Субъект имеет полное право подавать заявку, одобрение которой позволяет уточнить, блокировать или уничтожить личные сведения в том случае, если они устарели, недействительны, неполные или их наличие не является обязательным при обработке.
Помимо всего прочего, физическое лицо вправе запросить у оператора доступ к своей личной информации, а также ознакомиться со средствами обработки сведений. Операторы – это специалисты, занимающиеся обработкой информации о человеке .
Органами по обработке персональных данных выступают все организации, которые собирают, обрабатывают, накапливают и хранят сведения о работниках, клиентах, поставщиках.
Подробнее о том, в каких случаях необходим договор на обработку персональных данных, читайте .
В каком случае они включаются в открытые источники?
Включение информации в общедоступные источники происходит в различных ситуациях, например:
- при трудоустройстве и заключении трудового договора;
- в процессе переписи населения;
- установлении торговых отношений и т.д.
Персональные данные субъекта классифицируются по объему личной информации о человеке и степени важности. Любые операции с ними производятся строго в рамках законодательных актов и подлежат защите.
Операторы обязаны организовать безопасность процесса работы . Они должны обеспечивать полную личной информации субъектов от доступа к ней посторонних лиц.
В процессе сбора оператор обязан взять письменное разрешение на дальнейшую обработку. В на обработку включается информация о субъекте и об операторе (ФИО, адрес), цель обработки и перечень необходимых сведений, а также описание операций, которые будут производиться с ними.
Законодатель в Федеральном законе "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" в зависимости от критерия доступа подразделяет информацию на общедоступную и ограниченного федеральными законами доступа. Рассмотрим эти два правовых режима.
Общедоступная информация
Информация может являться объектом публичных, гражданских и иных правовых отношений.
К общедоступной информации относится:
- 1) свободно распространяемая информация;
- 2) информация, предоставляемая по соглашению лиц, участвующих в информационных отношениях;
- 3) информация, которая в соответствии с федеральными законами подлежит предоставлению или распространению. Таким образом, к общедоступной информации относятся общеизвестные сведения и иная информация, доступ к которой не ограничен (режим массовой информации и общественного достояния). Сюда включаются также сведения, которые составляют общественные интересы, т.е. интересы любого лица (лиц), связанные с обеспечением благополучия, стабильности, безопасности и устойчивого развития общества.
Общедоступная информация может использоваться гражданами по их усмотрению при соблюдении установленных федеральными законами ограничений в отношении распространения указанной информации.
Обладатель информации, ставшей общедоступной по его решению, вправе требовать от лиц, распространяющих данную информацию, указывать себя в качестве источника такой информации (ст. 7 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации").
Не может быть ограничен доступ:
- 1) к нормативным правовым актам, которые подлежат обязательному опубликованию;
- 2) информации о состоянии окружающей среды;
- 3) информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также об использовании бюджетных средств (за исключением сведений, составляющих государственную или служебную тайну);
- 4) информации, накапливаемой в открытых фондах библиотек, музеев и архивов, а также в государственных, муниципальных и иных информационных системах, созданных или предназначенных для обеспечения граждан и организаций такой информацией;
- 5) иной информации, недопустимость ограничения доступа к которой установлена федеральными законами.
Помимо этого, ст. 49 Модельного информационного кодекса
стран - участников СНГ, принятого в Санкт-Петербурге 3 апреля 2008 г. , включает в этот перечень информацию о чрезвычайных ситуациях (происшествия, катастрофы, стихийные бедствия), угрожающих безопасности и здоровью граждан, их официальных прогнозах; фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина, а также прав и законных интересов юридических лиц; состоянии борьбы с преступностью и др.
Государственные органы и органы местного самоуправления обеспечивают доступ к информации о своей деятельности на русском языке и государственном языке соответствующей республики в составе РФ. Лицо, желающее получить доступ к такой информации, не обязано обосновывать необходимость ее получения.
Решения и действия (бездействие) государственных органов и органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, нарушающие право на доступ к информации, могут быть обжалованы в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу либо в суд.
В случае если в результате неправомерного отказа в доступе к информации, несвоевременного ее предоставления, предоставления заведомо недостоверной или не соответствующей содержанию запроса информации были причинены убытки, такие убытки подлежат возмещению в соответствии с гражданским законодательством.
По общему правилу гражданину предоставляется бесплатно информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, размещенная этими органами в информационно-телекоммуникационных сетях; затрагивающая права и установленные законодательством РФ обязанности заинтересованного лица; иная установленная законом информация.
- Информационный бюллетень Межпарламентской Ассамблеи государств - участников Содружества Независимых Государств. 2008. № 42. С. 223-251.
Информация, находящаяся в Едином государственном реестре прав, является общедоступной (за исключением отдельных сведений). Она предоставляется по запросу физических и юридических лиц, а также государственных органов. Получение сведений из ЕГРП оформляется в виде выписки, которая может быть оформлена как в бумажном, так и в электронном виде.
Общедоступные сведения
Чтобы получить сведения из ЕГРП, необходимо подать запрос в порядке, установленном приказом Минэкономразвития РФ №180 от 14.05.2010 года.
Любое лицо, которое подало запрос в установленном порядке, может получить общедоступные сведения из ЕГРП. В эту группу входят данные о правах на объекты недвижимости, зарегистрированных в законном порядке, и об их переходе. Как выглядит выписка из ЕГРП, смотрите . В стандартной выписке отображена следующая информация:
- описание объекта (наименование, адрес, назначение, этажность дома, этаж);
- зарегистрированное право на недвижимость (ФИО собственника, вид права, дата регистрации);
- наличие обременений;
- существование на момент оформления выписки правопритязаний третьих лиц;
- ФИО заявителя.
В видео смотрите, для чего необходимо заказать выписку из ЕГРП и получить сведения о недвижимости перед ее покупкой
Выписка с информацией о земельном участке, на котором идет строительство объекта и который является предметом договора долевого участия, также содержит информацию об ипотеке и участниках долевого строительства.
Государственным органом может быть предоставлена расширенная выписка, которая содержит дополнительную информацию обо всех предыдущих собственниках объекта недвижимости с указанием даты перехода права собственности.
Сведения ограниченного доступа
Определенная информация может предоставляться только определенному кругу лиц. К таким сведениям относятся:
- о содержании документов, которые подтверждают право собственности (за исключением информации о наличии или отсутствии обременений);
- общая информация о праве собственности на недвижимость отдельных лиц (в том числе правах, имевших место ранее);
- факт признания лица, который имеет право собственности на недвижимость, полностью или частично недееспособным.
Сведения такого характера могут быть предоставлены:
Расширенные сведения
Для осуществления оплаты необходимо пополнить счет, состояние которого отображается в закладке «Мои счета» личного кабинета пользователя. Счет пополняется в сервисе ИР Росреестра. Для этого осуществляется платеж по коду, который придет на почту заявителя. В этом же уведомлении будет информация о банках, где можно сделать оплату.
Ниже в таблице предоставлена информация о стоимости в рублях за получение информации из ЕГРП.
Согласно статье 8 ФЗ РФ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» сведения на бесплатной основе предоставляются:
- судебным и правоохранительным органам, когда данные касаются дела в их производстве;
- органам государственной власти и местного самоуправления;
- налоговым органам;
- органам статистики;
- органам, контролирующим использование земельных и других природных ресурсов;
- организациям, указанным в других законах РФ.
Таким образом, с общедоступной информацией может любое физическое или юридическое лицо после оформления ключей и оплате услуг Росреестра.
Вопросы о запрашиваемых сведениях из ЕГРП можете задавать в комментариях к статье
1. К общедоступной информации относятся общеизвестные сведения и иная информация, доступ к которой не ограничен.
2. Общедоступная информация может использоваться любыми лицами по их усмотрению при соблюдении установленных федеральными законами ограничений в отношении распространения такой информации.
3. Обладатель информации, ставшей общедоступной по его решению, вправе требовать от лиц, распространяющих такую информацию, указывать себя в качестве источника такой информации.
4. Информация, размещаемая ее обладателями в сети "Интернет" в формате, допускающем автоматизированную обработку без предварительных изменений человеком в целях повторного ее использования, является общедоступной информацией, размещаемой в форме открытых данных.
5. Информация в форме открытых данных размещается в сети "Интернет" с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне. В случае, если размещение информации в форме открытых данных может привести к распространению сведений, составляющих государственную тайну, размещение указанной информации в форме открытых данных должно быть прекращено по требованию органа, наделенного полномочиями по распоряжению такими сведениями.
6. В случае, если размещение информации в форме открытых данных может повлечь за собой нарушение прав обладателей информации, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральными законами, или нарушение прав субъектов персональных данных, размещение указанной информации в форме открытых данных должно быть прекращено по решению суда. В случае, если размещение информации в форме открытых данных осуществляется с нарушением требований Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных", размещение информации в форме открытых данных должно быть приостановлено или прекращено по требованию уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных.
Статья 8. Право на доступ к информации
1. Граждане (физические лица) и организации (юридические лица) (далее - организации) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
2. Гражданин (физическое лицо) имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы.
3. Организация имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления информации, непосредственно касающейся прав и обязанностей этой организации, а также информации, необходимой в связи с взаимодействием с указанными органами при осуществлении этой организацией своей уставной деятельности.
4. Не может быть ограничен доступ к:
1) нормативным правовым актам, затрагивающим права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также устанавливающим правовое положение организаций и полномочия государственных органов, органов местного самоуправления;
2) информации о состоянии окружающей среды;
3) информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также об использовании бюджетных средств (за исключением сведений, составляющих государственную или служебную тайну);
4) информации, накапливаемой в открытых фондах библиотек, музеев и архивов, а также в государственных, муниципальных и иных информационных системах, созданных или предназначенных для обеспечения граждан (физических лиц) и организаций такой информацией;
5) иной информации, недопустимость ограничения доступа к которой установлена федеральными законами.
законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Лицо, желающее получить доступ к такой информации, не обязано обосновывать необходимость ее получения.
(в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 227-ФЗ)
6. Решения и действия (бездействие) государственных органов и органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, нарушающие право на доступ к информации, могут быть обжалованы в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу либо в суд.
7. В случае, если в результате неправомерного отказа в доступе к информации, несвоевременного ее предоставления, предоставления заведомо недостоверной или не соответствующей содержанию запроса информации были причинены убытки, такие убытки подлежат возмещению в соответствии с гражданским законодательством.
8. Предоставляется бесплатно информация:
1) о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, размещенная такими органами в информационно-телекоммуникационных сетях;
2) затрагивающая права и установленные законодательством Российской Федерации обязанности заинтересованного лица;
3) иная установленная законом информация.
22. Общая характеристика отношений в сфере связи и массовых коммуникаций.