Антропометрические параметры ребенка. Антропометрические данные детей

Антропометрические параметры ребенка. Антропометрические данные детей

Основной отличительной особенностью ребенка является его рост и развитие. Рост (накопление массы) и развитие (дифференцирование различных органов и систем) - это два основных процесса, которые постоянно совершаются в организме ребен¬ка, но не всегда протекают параллельно. В одни возрастные периоды преобладают процессы роста, а в другие - процессы развития различных органов. Эти процессы преобладания роста или развития у детей в значительной мере определяют и возрастные различия.

Для оценки физического развития детей основными показателями являются масса тела, рост, окружность грудной клетки, головы, а также общее состояние.

Средняя масса тела новорожденных составляет 3400-3500 г для мальчиков и 3200-3400 г для девочек.

На массу тела и рост новорожденного большое влияние оказывают различные факторы. У физически крепких рослых родителей рождаются дети с большей длиной и массой тела. Дети от слишком юных или пожилых родителей рождаются с меньшей массой и длиной тела. Большое влияние на массу тела и рост ребенка оказывают социально-бытовые факторы, питание и состояние здоровья женщины во время беременности.

На 3-5-й день после рождения масса тела новорожденного уменьшается на 150-200 г, но не более чем на 300 г. Обычно к 10 - 12-му дню у здорового ребенка масса тела восстанавливается и дальше происходит неуклонное ее увеличение.

За 1-й месяц жизни ребенок прибавляет в массе в среднем 600 г, за 2-й и 3-й - по 800 г, а за каждый последующий ме¬сяц-на 50 г меньше по сравнению с предыдущим.

Возраст, мес Прибавка массы, г Прибавка массы за истекший период, г
1 600 600
2 800 1400
3 800 2200
4 750 2950
5 700 3650
6 650 4300
7 600 4900
8 550 5950
9 500 5950
10 450 6400
11 400 6800
12 350 7150

Из таблицы видно, что чем моложе ребенок, тем интенсивнее увеличивайся масса его тела. Установлено, что к 4-4/2 мес жизни масса тела ребенка удваивается, а к году - утраивается.

После года масса тела увеличивается медленнее: в течение 2-го года-на 2,5-3,5 кг, на 3-м году-на 1,5-2 кг. В после¬дующие годы (до 10 лет) темпы нарастания массы тела сохра¬няются почти на одном уровне, незначительно уменьшаясь с возрастом. К началу и в период полового созревания отмечается усиленная прибавка массы тела, которая заметно падает с наступлением половой зрелости.

Ориентировочно массу тела ребенка в возрасте от 1 года до 10 лет можно определить по следующей формуле: масса тела годовалого ребенка (9,5-10 кг)+2-n, где n-число лет ребенка, 2-средняя годовая прибавка массы, кг. После 10 лет ежегодная прибавка массы тела в среднем составляет 4 кг, и массу прибтизительно можно рассчитагь по следующей формуле: 30 кг (масса 10-летнего ребенка)+4 кг (n-10), где n- число лет ребенка.

Рост здорового доношенного новорожденного колеблется в пределах 48-52 см. В отдельных случаях первоначальная длина тела может достигать 50-56 см.

На 1-м году жизни увеличение роста идет особенно энергично: за год жизни рост ребенка увеличивается на 23-25см. За 2-й год жизни прибавка роста равняется 11 см, за 3-й- 8 см. В период с 4 до 7 лет прибавка в росте составляет по 5-7 см в год. В младшем шкочьном возрасте длина тела ребенка в среднем увеличивается на 4-5 см в год, а в период полового созревания отмечается увеличение ежегодной прибавки до 7-8 см. Рост ребенка по сравнению с первоначальным (при рождении) удваивается к 4-5 годам и утраивается к 14- 15 годам.

Ориентировочно рост ребенка можно определить по следующим формулам. У детей до 4 лет: 100 см-8 см (4-n), где n-число лет ребенка, 8 см-средняя ежегодная прибавка роста в течение первых 4 лет жизни. У детей старше 4 лет: 100 см+6 см (n-4), где n-число лет ребенка, 6 см-средняя ежегодная прибавка роста у детей старше 4 лет. Рост ребенка происходит как бы волнообразно, наблюдаются периоды, когда интенсивность роста значительно превосходит средние величины. Такие периоды получили название «вытяжения». Первое «вытяжение» происходит в 5-6 лет, второе-в 11-14 лет (период полового созревания), когда ежегодный прирост составляет 0-12 см.

Для правильной оценки физического развития детей имеет значение соотношение размеров головы и грудной клетки. При рождении окружность головы составляет 34-35 см, а окружность груди на 1-2 см меньше (32-34 см). У хорошо упитанных новорожденных эти размеры равны и окружность груди сравнительно редко превышает окружность головы. В возрасте 2-4 мес окружность груди равна окружности головы. До 7-летнего возраста окружность груди превышает окружность головы приблизительно на столько сантиметров, сколько лет ребенку. Окружность груди у детей увеличивается за 1-й год жизни на 13-15 см. Особенно энергичные темпы прироста отмечаются в возрасте до 3 мес, когда прирост окружности груди достигает почти половины годового прироста. Во 2-м полугодии окружность груди увеличивается всего на 3-5 см. За весь 2-й год прирост окружности груди составляет 2,5-3 см и за 3-й- 1,5-2 см.

Окружность головы за 1-й год жизни увеличивается на 10- 11 см. Наиболее высокие темпы прироста отмечаются у детей в 1-м полугодии, когда прирост окружности головы составляет 7 см. За 2-й год окружность головы увеличивается на 2 см и за 3-й-на 1 см. В дальнейшем прирост окружности головы происходит еще более медленно, а после 6 лет она увеличивается всего на 5-6 см.

Рост, масса тела и окружность грудной клетки у мальчиков до 11 лет во всех возрастных группах несколько больше, чем у девочек. В 11 лет показатели массы тела, роста и окружности груди у девочек и мальчиков становятся равными, затем девочки заметно обгоняют мальчиков, удерживая этот перевес до 15 лет. В 15 лет рост мальчиков превышает рост девочек, а в 16 лет мальчики обгоняют девочек и по массе тела, и по окружности груди, сохраняя в дальнейшем этот перевес.

После рождения ребенка на показатели физического развития большое влияние оказываюг факторы окружающей среды (режим дня, питание, прогулки, занятия физкультурой), а также различные заболевания. К заболеваниям, которые оказывают особенно сильное влияние на физическое развитие детей, относятся врожденные пороки сердца, врожденные и приобретенные поражения центральной нервной системы, эндокринные расстройства и др.

В последнее время считается установленным, что современные дети подвержены процессу акселерации, т. е. ускоренному процессу роста и развития. Основные проявления акселерации сказываются на физическом и половом развитии и конкретно выражаются в следующем:

  1. увеличении роста и массы тела новорожденных;
  2. более раннем прорезывании первых зубов;
  3. увеличении средних показателей массы тела и роста у детей всех возрастных периодов;
  4. увеличении других параметров тела (окружность головы, груди и др.); 5) более ранних сроках появления первых менструаций у девочек и более раннем половом созревании мальчиков;
  5. более раннем появлении ядер окостенения у мальчиков и девочек.

Акселерация как с биологической, так и с социальной точки зрения может рассматриваться как внешнее выражение благоприятно изменившихся условий жизни. Безусловно, не исключается и влияние наследственности.

Необходимым условием правильного медицинского обслуживания детей и подростков является систематическое наблюдение за их физическим развитием и состоянием здоровья. Очень важно знать, какие величины того или иного признака физического развития соответствуют данному возрасту ребенка, каковы ежегодные прибавки роста, массы тела в норме, для того чтобы своевременно уловить отклонения в ходе индивидуального развития ребенка. Для правильной оценки физического развития все измерения необходимо производить на обнаженном ребенке в первую половину дня, так как длина и масса тела в течение суток колеблется. Длина тела к вечеру обычно уменьшается на 0,5-1 см, а масса увеличивается.

Детей раннего возраста взвешивают на специальных детских весах. Массу тела у детей старшего возра¬ста определяют на выверенных медицинских весах. Рост ребенка измеряют с помощью ростомера. До года применяется горизонтальный ростомер. Ребенка укладывают на него так, чтобы голова плотно прилегала к головному концу ростомера, где ее удерживает мать или кто-либо из персонала. Медицинская сестра выпрямляет ноги ребенка, слегка нажимая ему на колени, подвигая в эго время к стопам передвижную подставку. Расстояние между ней и головным концом ростомера и показывает рост ребенка (определяется по прикрепленной сантиметровой ленте).

Рост у детей старшего возраста (начиная с 1/2 лет) измеряют вертикальным ростомером. Вертикальная стойка прибора укреплена на площадке и имеет сантиметровые деления, вдоль стойки передвигается горизонтально расположенная планшетка. При измерении роста ребенок стоит спиной к стойке, касаясь ее пятками, ягодицами, лопатками и затылком. Руки должны быть вытянуты, пятки вместе, носки врозь, голова находится в таком положении, чтобы верхний край наружного слухового прохода и угол глаза были на одной горизонтальной линии; планшетку опускают на голову и отсчитывают деления на шкале по нижнему краю планшетки. Окружность головы и груди измеряют сантиметровой лентой. Для определения окружности головы сантиметровую ленту накладывают циркулярно вокруг головы на уровне надбровных дуг и затылочного бугра.

Для измерения окружности груди ленту накладывают спереди на уровне сосков, а сзади на уровне нижних углов лопаток. У девочек пубертатного возраста спереди лента проходит по IV ребру. Руки ребенка должны быть опущены, дыхание спокойное, у детей старшего возраста измерение производят во время выдоха, а также на высоте максимального вдоха, максимального выдоха и при спокойном дыхании.

Измерения у детей раннего возраста следует выполнять умеренными неторопливыми движениями при спокойном состоянии ребенка. Хотя техника антропометрических измерений проста, она требует известного навыка. При недостаточной опытности можно допустить большие неточности.

При оценке физического развития следует обращать внимание на правильность телосложения, подкожный жировой слой, развитие костной и мышечной системы. Только по совокупности всех признаков можно сделать правильный вывод о физическом развитии детей.

Антропометрия – совокупность методов и приемов измерения, описания человеческого тела в целом и его отдельных частей. Она позволяет дать количественную характеристику и оценку физического развития человека.

Антропометрическая оценка очень широко применяется в медицине. Одна из первых процедур, что происходит после рождения новорожденного ребенка – это его антропометрическое исследование. И наиболее серьезные заболевания часто диагностируются именно после установления негативных антропометрических изменений. Этим обусловлено внимание к антропометрии не только у медицинских работников, но и у широких слоев населения.

Масса тела грудного ребенка. Определения массы тела детей с момента рождения до трех лет проводят на чашечных весах.

Техника взвешивания : сначала взвешивается пеленка. Она кладется так, чтобы края пеленки не свисали с лотка. Ребенок укладывается на широкую часть лотка головой и плечевым поясом, ножками – на узкую часть лотка. Ребенка можно посадить или положить на широкую часть лотка, ножки положить на узкую часть. Показания веса снимают с той стороны гири, где есть насечки, нижнюю гирю необходимо размещать только в имеющемся на нижней шкале гнезде. После записи веса гири ставятся на ноль. Для определения веса ребенка необходимо из показания веса высчитать вес пеленки.

Определение массы тела детей старшего возраста проводят утром натощак на специальных медицинских весах с точностью до 50 грамм. Посредине плоскости предварительно уравновешенных весов размещают раздетого ребенка. Показания весов снимают так, как и при взвешивании детей раннего возраста.

Средняя масса тела мальчиков при рождении составляет 3200 – 3400г, а девочек меньше – 3100-3300 г. Вообще, нормальной считают массу от 2500 до 4500г. Масса тела недоношенного ребенка составляет 2500 г и ниже. В течение первых дней жизни масса тела новорожденного снижается на 150-300 г(транзиторная (физиологическая) убыль массы ) и составляет около 5 – 9 % от массы при рождении. Уменьшение ее больше чем на 10 % (свыше 300 г) считается патологической потерей массы. Физиологическая убыль массы предопределена следующими факторами:

Испарение влаги с кожи и при дыхании;

Мумификация пуповинного остатка;

Недостаточный объем питания и питья в первые дни жизни;

Рвота околоплодными водами, проглоченными во время родов;

Относительным голоданием;

Отхождением мекония, мочи.

Восстановление начальной массы тела у новорожденных происходит согласно двух вариантов:

И. Идеальный (или тип Бюдена): потеря массы к 3-4 дню и восстановление начального уровня к 7-10 дню жизни (25 % новорожденных).

ІІ. Медленный тип (тип Писса): потеря массы тела в течение 3-4 дней с задержкой на минимальном уровне на 1-3 дня и медленным восстановлением начальной массы к 12-15 дню (у 70-75 % детей).

ДЛИНА ТЕЛА. Под длиной понимают размер ребенка с ног до головы при измерении в положении лежа, горизонтально. Вертикальное измерение этого же размера, стоя носит название роста. Длина тела в известной мере отображает уровень зрелости организма.

Длину тела у детей первого года жизни измеряют в положении лежа с помощью специального ростомера в виде доски с сантиметровой шкалой. Головка ребенка должна плотно прилегать к неподвижной планке ростомера. Голова фиксируется так, чтобы нижний край глазницы и верхний край наружного слухового прохода находились на одном уровне. Ноги ребенка распрямляют легким надавливанием на колени. Подвижную планку ростомера плотно прижимають к пяткам ребенка. Расстояние между подвижной и неподвижной планками отвечает росту ребенка. Точность согласно такому измерению составляет ±0,5 см.

Если ребенку меньше 2-х лет и нет возможности измерить длину тела ребенка, в положении лежа, в таком случае проводится измерение роста в вертикальном положении и к результату измерения необходимо прибавить 0,7 см.

У детей старшего возраста рост измеряется с помощью вертикального ростомера с откидным табуретом. Перед измерением ребенку необходимо снять обувь. Ребенок стоит на площадке ростомера спиной к шкале. Он касается шкалы затылком, межлопаточным участком, ягодицами и пятками. Ребенок должен стоять ровно, живот подтянут, пятки вместе, носки врознь. Голова фиксируется таким же образом –, чтобы нижний край глазницы и верхний край наружного слухового прохода находились на одном уровне. Подвижная планка фиксируется на верхней точке головы без придавливания. Измерение роста детей от 1 до 3 лет проводится тем же ростомером только с использованием откидной скамьи для измерения роста сидя. Отсчет показателей ростомера проводят по левой шкале.

ОКРУЖНОСТЬ ГОЛОВЫ И ГРУДНОЙ КЛЕТКИ измеряют с помощью сантиметровой ленты.

Для определения окружности головы сантиметровую ленту прикладывают сзади по наиболее выступающей точке затылка, спереди – по надбровным дугам. Начало сантиметровой ленты должно быть в левой руке. Ленту во время измерения не следует натягивать.

Измерения окружности грудной клетки проводят у младенцев в положении лежа, у старших детей – в положении стоя. Ребенок должен находиться в состоянии покоя, руки опущены. Начало сантиметровой ленты находится в левой руке сбоку подмышки. Сзади лента проводится под углом лопаток, а спереди – по нижнему краю ареолы. У девочек с развитыми грудными железами, спереди лента проводится по четвертому ребру над грудными железами в месте перехода кожи с грудной клетки на железу.

Окружность головы новорожденного составляет 34-36 см. Окружность грудной клетки новорожденного составляет 33 – 35 см. У детей до 3 месячного возраста показатели окружности головы превышают показатели окружности грудной клетки. В возрасте 3 месяцев эти показатели сравниваются и в течение всей жизни преобладают показатели окружности грудной клетки.

Результаты измерений заносятся в соответствующие графики. Это дает возможность увидеть тенденцию физического развития ребенка за период времени и обнаружить проблемы физического развития. В подавляющем большинстве случаев отклонения от стандартных темпов увеличения массы тела и длины/роста свидетельствуют о нарушении в состоянии здоровья ребенка и требуют тщательного анализа ситуации и соответствующих мероприятий.

21)техника взятия мазков на BL (бациллу Лёффлера).

Он растет и развивается по определенным законам.

Хотя принято считать возраст ребенка с момента его рождения боле правильно бы было считать его возраст с момента зачатия. В тот момент будущий ребенок представляет из себя одну единственную клеточку зиготу. В ядре зиготы хранятся все признаки, которыми будет обладать будущий человек рост, вес, цвет волос, кожи и т.д. и т.п.

Рост ребенка подчиняется определенным законам это прямое отражение процесса его развития. Увеличение длинны тела является очень важным показателем развития ребенка в целом (в частности на УЗИ возраст ребенка определяется по ряду показателей, одним из которых является рост (длина)).

На процесс роста влияет много факторов:

Питание (обеспечение организма белками, жирами, углеводами, минеральными солями, витаминами и многими другими веществами)

В значительной степени рост определяется наследственностью (т.е. практически напрямую он зависит от роста родителей)

Так же на рост влияют гормоны (щитовидной железы, гипофиза, инсулин, а так же половые гормоны андрогены надпочечников и половых желез)

Из внешних факторов на рост могут оказать влияние качество ухода, физические нагрузки , продолжительность сна, психологическая обстановка, окружающая ребенка. Прыжки и спортивные игры с прыжками (волейбол, баскетбол, теннис, бейсбол) стимулируют рост. А так же ребенок более интенсивно растет во время сна, особенно утреннего (если ребенок хронически недосыпает или рано просыпается по утрам это может негативно отразиться на его росте).

Так же рост ребенка

Большое влияние на рост ребенка оказывает пол ребенка (мальчики растут быстрее девочек, исключение составляет только подростковый период рывок роста наступает у девочек на 1-2-3 года раньше, чем у мальчиков; однако скоро мальчики "догоняют и перегоняют" девочек)

Чем меньше ребенок, тем интенсивнее он растет(за 9 месяцев внутриутробной жизни рост ребенка увеличивается в 25 000 раз)

Половое созревание так же влияет на рост - как только в организме юноши или девушки установится высокий уровень половых гормонов - рост прекращается (поэтому в большинстве случаев к 18 годам рост заканчивается)

Рост различных частей тела в течение жизни ребенка происходит неравномерно

На рост так же могут оказывать влияние климатогеографические условия

Как правильно измерить ребенка?

Определение роста. Для измерения длины маленького ребенка, который не может стоять, используют простую сантиметровую ленту, а измерение производят на столе. Перед процедурой ленту надо растянуть и зафиксировать. Можно также пользоваться и длинной линейкой. Ребенка укладывают на стол так, чтобы макушка головы касалась стенки, где находится нулевая отметка измерительной ленты или линейки. Надо уложить ребенка ровно, лучше всего это сделать, когда он спокоен: выспался и накормлен. Аккуратно легким надавливанием на коленки распрямляют ножки малыша и приставленной к ступням линейкой отмечают длину рост.

При измерении роста у более старших детей можно использовать домашний ростомер специальную бумажную сантиметровую ленту. Ребенка босыми ногами ставят на пол спиной к линейке. Тело малыша должно быть выпрямлено, руки свободно опущены вдоль туловища, колени разогнуты, а стопы плотно сдвинуты. Голова ребенка должна находиться в положении, при котором край нижнего века и верхний край наружного слухового прохода располагаются в одной горизонтальной плоскости. Во время измерения ребенок должен легко касаться стенки тремя точками: спиной в области лопаток, ягодицами и пятками. К макушке прикладывают перпендикулярно ростомеру какой-либо плоский предмет и на шкале отмечают показания роста.

Определение веса - массы тела.

Массу тела измеряют с помощью весов (чаще всего электронных). Необходимо следить, чтобы ребенок находился в центре весов. В зависимости от возраста ребенка взвешивают в положении лежа, сидя или стоя. Маленьких детей укладывают на пеленку, после взвешивания малыша ее вес следует отнять от полученного результата.

Взвешивание необходимо проводить утром, до кормления, когда ребенок помочится и опорожнит кишечник.

Измерение окружности груди.

Проводится обычной сантиметровой лентой, которую накладывают сзади под нижними углами лопаток при отведенных руках. Затем руки опускают и соединяют концы ленты на уровне сосков и на фоне спокойного дыхания фиксируют результат измерения. У девочек с хорошо развитыми молочными железами ленту накладывают над грудными железами в месте прикрепления железы к грудной клетке. Отмечают результат измерения.

Измерение окружности головы.

Сантиметровую ленту накладывают сзади на затылочные бугры, а спереди по надбровным дугам, концы соединяют и фиксируют результат.

Оценка антропометрических показателей с использованием центильных таблиц

Центильные таблицы для оценки физического развития ребенка представляют своеобразную математическую фотографию распределения большого количества детей по возрастающим показателям роста, массы, окружности груди и головы. Практическое использование этих таблиц исключительно просто и удобно, сочетается с хорошим логическим пониманием результатов оценки.

Колонки центильных таблиц показывают количественные границы признака у определенной доли (процента, центиля) детей данного возраста и пола.

При этом за средние или строго нормальные величины принимают значения, свойственные половине здоровых детей данного пола и возраста, что соответствует интервалу 25-50-75 %. В таблице, представленной на сайте эти показатели выделены красным цветом.

Интервалы, которые находятся рядом со средними показателями, оцениваются как ниже и выше среднего (соответственно 10-25 % и 75-90 %). Эти показатели родителям также можно расценивать как нормальные.

Если же показатель попадает в зону 3-10 или 90-97 %, следует насторожиться и указать на это врачу. Это зона внимания, требующая дополнительных консультаций и обследования.

Если же показатель ребенка выходит за значения 3 или 97 %, весьма вероятно, что у ребенка есть какая-то патология, отразившаяся на показателях его физического развития.

Понять, что такое центильная шкала, например роста, можно на следующем примере. Представьте себе 100 ребятишек одного возраста и пола, выстроившихся в шеренгу по росту от самого маленького до самого высокого. Рост первых трех детей оценивается как очень низкий, от 3-го до 10-го низкий, 10-25-го ниже среднего, 25-75-го средний, 75-90-го выше среднего, 90-97 высокий и последних трех ребят очень высокий.

Показатель роста, массы и т. д. конкретного ребенка может быть помещен в свой «коридор» центильной шкалы соответствующей таблицы. В зависимости от того, в какие коридоры попали антропометрические данные ребенка, формулируется оценочное суждение и принимается соответствующее тактическое врачебное решение.

По такому же принципу производится оценка соответствия массы тела длине-росту ребенка, при этом распределение строится с использованием показателей веса детей с одинаковым ростом.

Пример оценки физического развития новорожденного мальчика

Рост-длина 50 см, соответствует средним показателям.

Масса — 3800 г, соответствует оценке выше среднего».

Окружность груди — 37 см, соответствует оценке широкая

Окружность головы 36 см, соответствует средним величинам.

Соответствие массы длине тела ребенка умеренный избыток массы относительно длины, выше среднего.

Физическое развитие мальчиков от 0 до 17 лет

Средние квадратичные отклонения (о) средних показателей роста мальчиков

Оценка длимы тела/роста с использованием "о" произ-водится посредством расчета среднеквадратических отклонений от 50 % значений показателей роста дан-ной возрастной группы мальчиков. Оценка показателя
В пределах ± 1 о — рост средний
От ± 1 а до ± 2 о— рост ниже/выше среднего
От ± 2 о до ± 3 о Выход за пределы +/- Зо — рост низкий/высокий очень высокий (гигантизм)/(карликовость)

Соответствие массы тела длине/росту мальчиков

Физическое развитие девочек от 0 до 17 лет

Средние квадратичные отклонения (а) средних показателей роста девочек

Основные антропометрические данные детей – масса тела, рост, окружность головы, толщина кожной складки, окружности плеча и бедра, индекс массы тела.

Масса тела

Это очень простое измерение, которое часто проводят очень некачественно. Новорожденных необходимо взвешивать голыми, а ребенка — в минимальном количестве одежды [с учетом его застенчивости]. Влажный одноразовый подгузник может весить до 450 г, домашняя одежда ребенка, включая кроссовки и джинсы, около 1,5 кг, при этом ежегодная прибавка в школьном возрасте составляет 2-3 кг в год. Все весы для измерения антропометрических данных детей должны быть откалиброваны и регулярно проверяться. Сопротивляющегося ребенка можно взвесить на руках у матери на электронных весах — мать становится на весы.

Длина тела и рост

У детей до 2 лет и детей с моторными нарушениями обычно проводят измерение длины тела в положении лежа. Измерением занимаются два человека, чаще мама ребенка и ауксолог ( , проводящий оценку антропометрических данных детей). Голову фиксируют у головной доски, лицо поворачивают прямо. Бедра и колени осторожно разгибают и отводят к ножной доске, прижимая стопы под углом 90°.

Рост стоя измеряют с использованием ростомера или других приспособлений. При этом ребенок разут, а пятки прижаты к вертикальной плоскости ростомера. Руки должны быть расслаблены и свободно располагаться вдоль туловища, лицо повернуто так, чтобы внешний угол глазной щели и наружный слуховой проход были на горизонтальном уровне. Ребенка просят глубоко вдохнуть, на выдохе ауксолог осторожно оттягивает голову вверх за сосцевидные отростки. Было показано, что «техника вытяжения», при которой проводимая тракция слегка удлиняет позвоночник, не является необходимой и может привести к увеличению ошибок измерения.

Длину тела измеряют почти в самом конце выдоха. Повторные измерения для определения скорости роста предпочтительно проводить в то же время суток для избежания ошибок вследствие компрессии позвоночника: в среднем рост, измеренный утром, на 8 мм больше, чем тот, что измерили во второй половине дня. Стандартная ошибка однократного измерения роста, проводимого опытным ауксологом, составляет около 0,2 см.

Рост сидя

Для оценки относительных пропорций тела большое значение имеет исследование длины спины и головы. Ноги ребенка сгибают под углом 90°, ножную доску подводят вплотную к ягодицам. Исследование у детей старшего возраста проводят с помощью специального измерительного инструмента: ноги на перекладине, руки свободно располагаются на коленях, измерение проводится по принципам легкого вытяжения, описанного выше, что позволяет точно определить рост сидя. При более простом определении используют жесткое горизонтальное сиденье стационарного ростомера. Для определения длины ног от седалищной кости рост сидя вычитают из полного роста стоя.

Окружность головы

Для определения максимальной затылочно-лобной окружности головы измерение должно проводиться нерастяжимым бумажным или металлическим сантиметром или лассо. Например, в Великобритании для этих целей применяют Lasso от UK Child Growth Foundation. У детей с неправильной формой головы иногда невозможно точно определить окружность головы.

Толщина кожной складки

Для измерения толщины кожной складки необходим кожный калипер с известной силой сжатия и площадью наконечника. Обычно выбирают четыре места измерения, наиболее часто — над трицепсом и в подлопаточной области. Толщину кожной складки над трицепсом измеряют на левой руке; складку захватывают между большим и указательным пальцем в средней части задней поверхности плеча. Устанавливают каллипер и после стабилизации (4-5 с) снимают показания. Толщину подлопаточной кожной складки измеряют над углом к левой лопатке, при этом руки свободно опущены вдоль туловища. Измерение кожной складки на бицепсе проводят так же, как и на трицепсе, только на передней поверхности плеча. Складка выше подвздошной кости определяется в месте максимальной высоты гребня подвздошной кости. Толщина кожной складки позволяет оценить количество подкожного жира, его распределение; данная информация может быть применена в уравнениях для расчета степени ожирения.

Окружности плеча и талии, бедер

В качестве показателя недостаточности питания может измеряться окружность плеча в средней трети с помощью гибкого нерастяжимого сантиметра, а в качестве показателя чрезмерного питания — окружность талии и бедер (анализируют соотношения окружности талии, бедер).

Окружность плеча в средней трети измеряют в точке посередине между локтевым и плечевым суставом. Окружность талии измеряется между нижними ребрами и подвздошным гребнем на уровне пупка в конце нормального выдоха. Окружность бедер определяют на уровне обоих больших бугров бедренной кости.

Индекс массы тела

Другой часто используемой оценкой относительного ожирения служит индекс массы тела (ИМТ), или индекс Кетле, который можно рассчитать по формуле:

масса (кг)/рост (м2).

ИМТ зависит от пола и возраста, поэтому его значение необходимо сравнивать с соответствующими стандартами.

Другие антропометрические данные детей

В некоторых случаях полезно оценить другие размеры тела и их прямые отношения; практически для любого параметра существуют перцентильные кривые.

Определенную ценность при эндокринологическом обследовании может иметь измерение размаха рук, который определяется как расстояние между кончиками пальцев горизонтально расставленных рук. Нормальное соотношение длины рук и длины тела рассчитывается по формуле: длина рук = рост ±3,5 см.

При диагностике состояний, для которых характерно укорочение конечностей, или при подозрении на гемигипертрофию проводят прямое измерение сегментов конечностей специально сконструированным антропометром или металлической измерительной лентой.

Кривые роста — перцентили

Современные стандарты антропометрических данных детей — для роста, массы тела, ИМТ и окружности головы существуют для многих популяций. Стандарты должны постоянно обновляться с тем, чтобы учитывать влияние акселерации. В идеале должны проводиться сравнения результатов измерений антропометрических данных детей различных этнических групп с соответствующими кривыми, но это не всегда возможно. Менее доступны, но опубликованы стандарты роста в положении сидя, длины ног, толщины кожной складки, длины рук.

Наиболее часто используемые кривые антропометрических данных детей специфичны для полов; исследуемый параметр указывают на вертикальной оси, на горизонтальной оси указан возраст. Почти все шкалы антропометрических данных детей линейны. Только при отображении стандартов толщины кожной складки на вертикальной оси применяют логарифмическую шкалу. В некоторых случаях при необходимости отобразить данные детей в первые месяцы жизни может быть использована нелинейная шкала возраста.

Многие кривые содержат перцентили антропометрических данных детей, интервалы между которыми могут варьировать, что определяется дизайном кривой. Наиболее часто на кривых отмечают 0,4, 2, 25 и 50 центили и соответствующие им значения выше средней, что дает в сумме 9 линий, сглаженных статистическим методом LMS. В нормальной популяции показатели только одного ребенка из 250 детей будут ниже 0,4 или выше 99,6 центиля, что позволяет сформировать нормальные показатели.

Патологические антропометрические данные детей давно сгруппированы. Для многих именных синдромов опубликованы кривые роста и массы тела; для скелетных дисплазий существуют кривые длины конечностей, роста и окружности головы.

Показания измерений должны наноситься в виде простой точки, а другие показатели, типа костного возраста, — отмечаться контрастным цветом или квадратным символом.

При анализе стандартных центильных кривых любого построения можно быстро оценить ожидаемый генетический потенциал пациента путем нанесения центильного показателя каждого из родителей на правой оси ординат. Вслед за этим можно нанести значение среднего роста родителей. Для расчета роста можно использовать следующую формулу:

Целевой рост мальчика (см) = = (рост отца + рост матери + 13)/2

Целевой рост девочки (см) = = (рост отца + рост матери — 13)/2.

В неметрических единицах используется рост в дюймах и дается поправка 5 дюймов.

Если ожидается акселерация, например, если экономическая ситуация для детей намного лучше, чем была в детстве у их родителей, к полученному значению целевого роста необходимо прибавить 4,5 см. В 95% случаев конечный рост ребенка находится в пределах ±9 см от целевого роста (так называемый целевой диапазон). Центильная проекция целевого роста затем может сравниваться с настоящим ростом ребенка на центильной кривой. Именно этот метод применяется в иллюстрациях во всей этой .

Поскольку рост ребенка — продолженный процесс, изменение его со временем служит даже более важным показателем, чем абсолютные значения роста в конкретное время. Конечная оценка роста по любому параметру проводится при сопоставлении последующих измерений на кривой роста и визуальной оценкой любых отклонений вверх или вниз от центильных линий.

Темпы роста могут также оцениваться при расчете скорости роста, которая сравнивается с опубликованными кривыми скорости роста и массы тела. Скорость рассчитывается по формуле:

Скорость роста = (рост 2 — рост 1)/интервал (годы в децимальных единицах)

Из-за того что ошибка измерения антропометрических данных детей увеличивается при использовании в расчетах двух значений роста (95% доверительный интервал для скорости роста, полученный при двух отдельных измерениях с интервалом 1 год = ± xV2; для трехмесячного интервала доверительный интервал в 4 раза больше этого значения), точность оценки скорости роста в значительной мере зависит от аккуратности проводимых измерений и повышается при увеличении интервалов между измерениями. Оптимально оценивать скорость роста ежегодно (в клинической практике минимальный интервал составляет 6 мес).

Для более точной количественной оценки любых нормальных антропометрических данных детей, в отношении которых существуют стандарты, принято использовать коэффициент стандартного отклонения (SDS или Z-показатель), особенно для значений, лежащих вне нормальных центильных значений.

Этот метод позволяет сравнить антропометрических данные детей различного возраста и пола.

В популяции с нормальным распределением средний SDS будет равен 0, а SD 1. SDS в диапазоне от -1 до +1 включает 68,26%, а от -2 до +2 — 95,44% популяции. Только 0,13% представителей популяции будут иметь SDS больше или меньше 3. В этой книге на схемах приведены среднее значение ±1 и 2 SD.

Статью подготовил и отредактировал: врач-хирург

Центильные таблицы. Таблицы роста, веса, окружности головы, охвата грудной клетки.

Что такое центильные таблицы?

Центиль – показатель определенного параметра, в нашем примере роста, который имеет определенное число обследуемых.

По центильным таблицам, можно определить, как развивается ребенок. Грубо говоря, взяли 100 детей в возрасте 1 года, измерили их рост. Половина детей – 50% были ростом 75 см, они попали в средний столбик (коридор) таблицы с пометкой 50 процентов или «среднее значение», те, кто отличались более низким или высоким ростом от большинства попадали в столбики слева и справа от центра. Ниже ростом влево, выше ростом вправо. В самые крайние столбики, попали самые низкорослы, и самые вытянутые на свой возраст, в сравнении с остальными. Самые крайние столбики это 3-5% от общего числа измеряемых детей.

Маркировка таблиц может быть различна, таблицы могут быть представлены в виде графиков (примеры указаны ниже), но суть одинакова, по центру среднее значение (половина, большинство), по краям области очень низких величин или очень высоких величин.

Как пользоваться центильными таблицами? Вроде бы все ясно, вы в крайнем столбике слева, значит, ваш рост ниже среднего и вы относитесь к 3% населения с таким же ростом в данной возрастной категории. Вы в первом от середины столбике вправо, значит ваш рост чуть выше нормы, вас таких 25% населения.

Как же оценить по центильным таблицам развитие, рост, вес?

Самое простое – это посмотреть в пределах скольких колонок (коридоров) находятся показатели. То есть, определить пропорциональность развития – пропорциональность антропометрических данных.

Определяют показатели роста, веса, окружности головы и грудной клетки и смотрят, к каким колонкам они принадлежат. Если все показатели находятся в пределах одного коридора или разница не более одной колонки, можно говорить о гармоничном развитии. Если разница между параметрами две колонки говорят о диспропорциональном или дисгармоничном развитии, и три и более колонок – резко дисгармоничное развитие.

Можно ли по центильным таблицам поставить диагноз?

Центильные таблицы – это условно-нормативные значения.

Например, если вы попали в область очень высоких величин или будет выявлено дисгармоничное развитие, ваш лечащий врач может, направить вас на дополнительные консультации.

Что делать, если показатели выше нормы, или диспропорциональны? Не паниковать. Если это заболевание, то оно будет выявлено при дальнейшем обследовании. Но это вполне может быть вариант нормы. Посмотрите на приведенные в статье таблицы и графики, измерения, проведенные в разных странах и на разных группах людей отличаются. И это естественно, ведь среднестатистический западноевропеец выше среднестатистического китайца. Поэтому, поинтересуйтесь, какими таблицами (чье производство) при оценке параметров пользуетесь. Второе, это наследственность, от которой не убежишь, если у папы и мамы большая голова относительно туловища, то не стоит падать в обморок, если педиатр заметит и у их ребенка диспропорциональное развитие, с большой относительно туловища головой. Просто помните – отклонение от нормы относительно стандартных графиков, это не диагноз, это лишь повод обратить внимание.

А что касается такого параметра, как вес у грудничков, вес у детей – если ровно в 3 месяца ребенок набрал на 200 грамм больше или меньше положенной по графику нормы, это не повод принимать меры. Ребенок растет скачками, на протяжении месяца у него разный аппетит и настроение. В разные периоды он, по-разному усваивает часто новую для него пищу и приспосабливается к условиям среды. Исходя из этого, ждать определенного показателя к определенному моменту измерения – неправильно. Главные критерий для грудничка, это поведение и сон, здоровый вид, соответствующий рост и.. нормальный стул и сравнение антропометрических показателей с предыдущими. А 100 граммов веса особой роли не играют.

рост-возраст девочки от рождения


просмотров